Дорогам России - Безопасное Движение!

Безопасная дорожная инфраструктура

 

Вы можете задать интересующие вас вопросы по теме представленной статьи, оставив свой комментарий внизу страницы.

Вам ответит заместитель генерального директора автошколы «Мустанг» по учебной работе

Преподаватель высшей школы, кандидат технических наук

Кузнецов Юрий Александрович

 

При разработке больших дорожных проектов, строительстве новых дорог, разработке дорожных схем, особое внимание уделяется безопасности дорожного движения. Грамотно построенная методика строительства безопасной дорожной инфраструктуры позволяет определить необходимые меры безопасности для дорог разного назначения и схем движения, а также целесообразность введения ограничительных мер (например, лимит скорости). Стратегия дорожной инфраструктуры базируется на экспертных оценках, стандартах, моделях дорожного движения, включающих факторы риска и прогнозирование ДТП, моделях экономической целесообразности. При разработке тех или иных элементов дорожной инфраструктуры необходима тщательная оценка текущей ситуации (объем трафика, уровень безопасности), построение модели будущей транспортной нагрузки с существующим уровнем безопасности и определение мер, повышающих безопасность. В Европе такой подход получил название RIA (Road safety impact assesment), и успешно реализуется государственными и коммерческими структурами, вовлеченными в строительство дорог.

 

Для планирования безопасной дорожной инфраструктуры в небольших проектах достаточно исходных данных о технических параметрах дороги, трафике и количестве ДТП, для масштабных проектов регионального или федерального значения необходим анализ множества инженерных и статистических параметров. Результат этапа планирования - выработка нескольких вариантов проекта, которые затем проходят финансовую экспертизу.

"Понятная дорога"

Более половины всех ДТП практически во всех странах мира происходят на обычных загородных двухполосных дорогах обычного типа. Такие дороги имеют более низкие стандарты, чем скоростные или магистрали. Более высокий процент ДТП объясняется тем, что сам конструктив "двухполоски" значительно усиливает влияние факторов, провоцирующиех аварию (превышение скорости, опасный обгон, невнимательность водителя, ограниченный обзор, препятствие на дороге). Наибольший процент аварий (в ряде стран более 70%) случается вследствии вылета машины с дороги. Для предотвращения аварий такого рода разработана концепция "понятной дороги". В основе "понятной дороги" лежит идея о том, что определенные элементы конструкции дороги и дорожного оборудования настраивают водителей на определенный стиль вождения и соответствующее отношение к другим участникам дорожного движения, побуждая держаться того или иного скоростного режима или выполнять те или иные маневры. Практика показывает, что хорошо спроектированная "понятная дорога" существенно облегчает водителям выполнение задач, при этом отпадает необходимость в ограничении скорости.

По поведению различных групп участников движения, дороги можно условно разделить на гомогенные (все участники придерживаются определенного стиля вождения) и гетерогенные (разные водители по разному себя ведут). Концепция "понятной" дороги помогает преодолеть разницу в оценке дорожной ситуации между водителями и выработать у всех участников движения более-менее предсказуемый стиль в рамках одной дорожной инфраструктуры.

Ни одна, даже самым совершенным образом спроектированная дорога, не может предотвратить все происшествия, поэтому в конструкцию закладываются элементы, позволяющие минимизировать последствия от ДТП. Наиболее тяжкие аварии происходят при столкновении автомобиля с препятствием, поэтому вдоль дороги не должно быть столбов, деревьев, рекламных щитов (или они должны быть надлежащим образом ограждены), чтобы вылетевший за пределы дороги автомобиль не получил серьезных повреждений от столкновения.

Планирование "понятных дорог" осуществляется на основе функциональных, статистических и прогностических данных. Особо следует отметить планирование транспортной инфраструктуры в городах с интенсивным дорожным движением. Здесь проектировщики могут воспользоваться обширной научной базой. Исследования дорожного движения планомерно ведутся с 30-х годов ХХ века, широко известны математические модели Гриншилдса (1947 г.), приложение теории вероятностей к дорожному движению Адамса в 1936 г. После II Мировой войны, с резким увеличением парка автомобилей, были разработаны фундаментальные основы теории транспортных потоков, которые остаются актуальными по сегодняшний день. На этой базе создаются современные новаторские концепции анализа трафика, например, секционная модель организации очередей в транспортных сетях, предложенная Дрезденским технологическим университетом или интересные разработки индийских ученых для городов с большим количеством велосипедов и мотороллеров.

Аудит дорожной безопасности

При строительстве новых дорог или модернизации уже имеющихся конструктор должен учитывать целый ряд моментов, имеющих непосредственное отношение к безопасности дорожного движения. При этом конструктор часто бывает ограничен в реализации аспектов безопасности в силу целого ряда причин. В первую очередь рассматриваются стоимость проекта, соображения экологии, законодательные нормы. В российских и европейских дорожных стандартах безопасность затронута в лучшем случае косвенно, а существующие процедуры согласования не затрагивают вопрос безопасности вообще. Как результат, во многих случаях новые дороги имеют низкий уровень безопасности, что вынуждает дорожные ведомства впоследствии проводить дорогостоящие работы по модернизации. Основное преимущество аудита дорожной безопасности - возможность скорректировать конструкцию дороги до того, как произошло ДТП.

Этапы проектирования, в которых задействованы аудиторы:
На этапе разработке общей концепции проекта определяется маршрут дороги
Подготовительная стадия проектирования - намечаются размеры элементов дороги и определяется площадь участка, необходимого для строительства. Аудит дорожной безопасности на этой стадии очень важен, так как позволяет скорректировать параметры дороги до того, как будет приобретена земля.
На детальной стадии проекта подготавливаются чертежи для строителей, здесь аудитор также может внести изменения до того, как строительство начнется.
По завершении строительства аудиторы тестируют различные участки в разное время суток на предмет безопасности для всех групп водителей.
После открытия движения проводится анализ безопасности на базе реальных данных.

Впервые аудит дорожной безопасности был проведен в Великобритании, Дании и Австралии и показал высокую эффективность при низких затратах.

Инспектирование дорожной безопасности

Задача данного мероприятия - выявить и устранить источники опасности на действующих дорогах. Инспектирование дорог на предмет безопасности позволяет систематически проверять состояние дорожного покрытия, установленные дорожные знаки и конструктивные элементы, объекты окружающей среды, которые потенциально могут быть опасны для водителей. Технически инспектирование осуществляется по той же схеме, что и аудит, только не на начальной стадии дорожного проекта, а на уже введенной в эксплуатацию дороге.

Протяженность дорог в средней европейской стране исчисляется в десятках тысяч километров, из которых только небольшой процент относится к магистральным. Перед органами, осуществляющими контроль за дорогами встает проблема - как организовать регулярную (раз в 2-4 года) проверку всей дорожной сети. В Европе существует несколько подходов к этому.

В Германии инспекции дорожной безопасности разделяются на плановые регулярные, специализированные (для проверки конкретных объектов дорожной инфраструктуры) и произвольные. Такое разделение обусловлено тем, что разные дорожные объекты требуют разной периодичности проверок, например запрещающие знаки должны проверятся чаще, чем указатели направления.

Другая методика применяется в Норвегии - там все дороги разделены на "красные", "зеленые" и "желтые" по степени опасности, исходя из количества ДТП с травмами. На "красных" дорогах инспекции проводятся чаще, чем на остальных. "Красных" дорог в Норвегии 10%, "зеленых" - 50%, "желтых" (наиболее безопасных) - 40%.

Инспектирование дорожной безопасности, в отличие от аудита, не требует наличия чертежей дорог и моделей ДТП. Анализ сделается на основе непосредственных впечатлений инспектора от дороги.

Управление опасными участками

Стандартного определения опасного участка дороги не существует, но традиционно под этим понимается участок, на котором происходит большее количество ДТП по сравнению с другими участками. Управление опасными участками можно разделить на 9 стадий (см.таблицу ниже). Сначала собираются данные, позволяющие идентифицировать различные участки дороги в соответствии с их опасностью. Затем для каждого опасного участка составляется общая модель ДТП и факторов, их вызывающих. Цель управления опасными участками - определить и, если возможно, устранить факторы, провоцирующие ДТП.

Сбор данных Сбор данных о дороге, дорожном движении и ДТП
Классификация Дорога подразделяется на участки и элементы
Идентификация Выявляются опасные участки дороги
Анализ Кабинетный и полевой анализ ДТП
Предложение решения Предложение по оранизации мероприятий, которые могут снизить риск ДТП на опасных участках
Предварительная оценка Экономическая и техническая оценка предлагаемых мероприятий
Выбор решения Выбирается наиболее эффективное решение
Реализация Проведение принятых к исполнению мероприятий
Оценка Оценка аварийности на скорректированных участках (до и после).

Управление безопасностью дорожной сети

Данная стратегия во многих странах пришла на смену традиционному управлению опасными участками. Отличие состоит в том, что управление дорожной сетью носит еще и профилактический характер, так как базируется не только на данных о ДТП, но и на общих данных о проблемах безопасности.

Модель поведения водителя

Удачная конструкция дороги всегда подразумевает человека, машину, дорогу и их взаимодействие. До 90% ЛТП совершаются из-за человеческого фактора. Однако в учебных пособиях для архитекторов и конструкторов дорог человеческий фактор если и учитывается, то весьма опосредованно. На рисунке ниже представлена модель поведения водителя на дорогах местного значения. Модель предполагает три основных фактора, влияющие на стиль вождения:

- Явные и косвенные сигналы, известные и понятные водителю.
- Перцепционные инварианты.
- Ожидаемый и реальный уровень риска, регулирующий поведение водителя в случае недостаточности информации.

Помимо этого, существует обучающийся механизм обратной связи (реакции), влияющий на запуск других механизмов.

Исследование модели поведения проводят профессиональные психологи, обладающие также познаниями в конструировании дорог. Для создания модели может потребоваться эксперимантальные данные, например, замеры реакции водителя в определенной ситуации.

Система принятия решений

Система принятия решений - специальная компьютерная программа, помогающая организациям, ответственным за строительство и эксплуатацию дорог, определять проблемы с безопасностью и принимать соответствующие меры. Также система принятия решений может моделировать будущую ситуацию на дорогах и находить наиболее эффективные и малозатратные варианты решения проблем. Результатом применения системы принятия решений становится снижение количества ДТП и снижение затрат на обеспечение дорожной безопасности.

Система позволяет ответить на следующие вопросы:
Насколько безопасен проект дорожной инфраструктуры?
Как достичь желаемого уровня безопасности с минимальными финансовыми затратами?
В каком направлении должны действовать местные власти в рамках программы по обеспечению дорожной безопасности?

Система работает с данными о конструкции дороги, о ДТП и с данными общего трафика за день. Кроме того, систему целесообразно использовать для агрегации данных, специфичных для конкретной страны.


Категория: Инфраструктура | Популярность: 9481 | Оценка: 3.12

Добавить комментарийКомментарии:

  • 24.03.2015г 18:13:11 Комментарий Ирина К.
    Скажите, пожалуйста, как уровень развития дорожной инфраструктуры влияет на возможное повышение эффективности дорожного движения?
    Ответить
  • 18.03.2012г 08:52:38 Комментарий наталья
    какие нормативы и правила проведения аудита дорожного движения существуют?
    Ответить
    • 18.03.2012г 10:21:56 Ответ Мустанг
      Аудит – это процедура независимой оценки какого-либо продукта. В данном случае речь идет о независимой оценке безопасности дорожного движения на том или ином участке дороги.
      Проведение аудита выполняется по следующей схеме:
      - выбор объекта оценки;
      - подбор команды аудиторов (специалистов, как правило, 4-5 человек);
      - сбор информации по дороге, изучение статистики;
      - выявление недостатков (отсутствие пешеходных переходов и прочее). Как правило, используется метод «мозгового штурма» и соответствие дороги данным, включенным в специально разработанные «Листы контроля»;
      - подготовка предложений по устранению недостатков (построить пешеходный переход));
      - реализация предложений (построили пешеходный переход)).
      Ответить
      • 18.01.2014г 01:24:40 Ответ valera250871@yandex.ru
        главные террористы России это наши дороги или те кто построил особники поимев со строительства этих дорог правительство видит только упавший самолет ,(он ведь дорого стоит),а яма в 0,3 метра на трассе при разрешенных 90 км/час это ведь всего лишь выбоина на дороге (где кто то чего то положил в свой карман) от которой может улететь то ли на встречку то ли в кювет несколько человеческих жизней (ерунда) человеческий фактор во всем виновен. можно поставить дорожный знак "неровная дорога",а в просто народии " ЖОПА", который не возможно увидеть из за грязи на наших дорогах ,а тут и глина и чернозем(как по катку катишься незнамо куда,куда лихо вынесет).Ездить можно ,но опасно во всем виновен фактор.Так что крепче за шоферку держись баран(ЮМОР)shockedА в вашей статье все умно написано, как должно быть особенно Перцепционные инвариантыconfusedна нашей дороге все равны(как в бане),что трактор со скоростью 20км/ч ,что мерен 220.СЧАСТЛИВОГО ПУТИ УМНИКИ. P.S(понтуйтись меньше,больше дела).
        Ответить
        • 18.01.2014г 01:46:39 Ответ valera250871@yandex.ru
          может в аудиторы пойти?возьмете?и код безопасности по проще сделайте пожалуйста(а то обворуют)laughс10-15раза получается набрать
          Ответить