Дорогам России - Безопасное Движение!

Тоннель

 

 

Вы можете задать интересующие вас вопросы по теме представленной статьи, оставив свой комментарий внизу страницы.

Вам ответит заместитель генерального директора автошколы «Мустанг» по учебной работе

Преподаватель высшей школы, кандидат технических наук

Кузнецов Юрий Александрович

Тоннель

Тоннель – это горизонтальное или наклонное подземное сооружение длинна которого значительно превосходит ширину и высоту.

Тоннель,  наряду с мостом, является одним из древнейших изобретений человечества, которые  начали строить в глубокой древности.

Так, еще в 2180 г. до новой эры в Вавилоне под рекой Евфрат был построен пешеходный тоннель длиной 920 м.

Тоннели могут выполнять самые различные функции.

Так как наш сайт посвящен дорожному движению, то мы остановимся на тех видах тоннелей, которые имеют непосредственное отношение к дорожному движению.

С этой точки зрения, тоннели бывают:

- пешеходные,

- велосипедные,

- автомобильные,

- экологические (тоннели под автомобильными (например) дорогами, для безопасного передвижения животных). Так как вышедшее на дорогу животное представляет большую опасность для водителя и пассажиров, такие тоннели тоже попали в наш обзор.

Пешеходный тоннель

Он предназначен для пропуска пешеходов под транспортными магистралями, насыпями, холмами, дамбами, реками и пр. Пешеходные тоннели чаще всего возводят в городах.

Планировочные схемы пешеходных тоннелей весьма разнообразны. Так, при пересечении транспортных магистралей сооружают одиночные тоннели «линейного» типа, а на крупных перекрёстках и площадях устраивают разветвлённую сеть пешеходных тоннелей в виде примыкающих друг к другу, взаимно пересекающихся или разветвляющихся коридоров, а также "зального" типа с центральным распределительным залом, в котором могут размещаться магазины, кафе, киоски и пр. Входы и выходы из пешеходных тоннелей устраивают в виде лестниц, пандусов или эскалаторов. 

Ширину пешеходных тоннелей выбирают исходя из интенсивности пешеходного движения в час пик и средней пропускной способности 1 м тоннеля — 2000 чел/ч. Обычно ширина пешеходных тоннелей 4,6 или 8 м, высота не менее 2,3 м.

Пешеходные тоннели оборудуют средствами освещения, водоотвода, обогрева ступеней лестничных маршей и предусматривают помещения для размещения электротехнических устройств, ввода водопровода, водоотливной установки, хранения уборочного инвентаря и размещения эксплуатационного персонала.

Велосипедный тоннель

Отдельные велосипедные тоннели явление крайне редкое. Чаще всего, их совмещают с пешеходными.

Автомобильный тоннель

Тоннели строят для преодоления природных препятствий (горы, водоемы) или для увеличения (выравнивания) пропускной способности отдельных участков магистралей, улучшения планировочной структуры улично-дорожной сети, охраны окружающей среды, создания подъездных путей к подземным автостоянкам и гаражам, торговым центрам и пр.

Первый в мире тоннель автомобильный тоннель был построен в 1927г. в США под р. Гудзон, а в СССР первый автомобильный городской тоннель построили в 1959г. в Москве на Кутузовском пр.

Наиболее протяженным автомобильным тоннелем в России является Гимринский автодорожный тоннель, расположенный в Дагестане и соединяющий г. Буйнакск и село Гимры (диаметр сечения тоннеля – 9м, ширина проезжей части – 7м, длина – 4,5км).

Наиболее крупным автомобильным тоннелем существующим в городских условиях в нашей стране считается, как уже упоминалось выше, Лефортовский тоннель в Москве, который  является частью третьего транспортного кольца, длина которого составляет около 3,2 км, и это пятый по протяженности городской тоннель в Европе.

Все автомобильные тоннели длиной более 300 м на прямой в плане и более 150 м на криволинейной трассе, а также все городские тоннели (и автомобильные и пешеходные) независимо от их длины должны иметь круглосуточное искусственное освещение.

На случай внезапного отключения освещения при аварии или
падении напряжения в осветительной сети во всех тоннелях должно быть предусмотрено аварийное освещение. Обычно для этой цели применяют лампы накаливания мощностью 15—30 Вт, устанавливая их примерно через 10 м на прямых и через 5 м на криволинейных в плане участках тоннеля. Сеть аварийного освещения напряжением 24—36 В питается от установленных в тоннеле аккумуляторных батарей.

Для возможности ликвидации возникших пожаров в тоннелях
устраивают противопожарный водопровод в виде закольцованной
сети магистральных трубопроводов диаметром 100 мм с водозаборными гидрантами через 100—150 м. Через каждые 150 м по длине тоннеля в специальных нишах или шкафах со стороны служебного прохода помещают огнетушители массой до 6 кг (по 2 шт.). Здесь же должны находиться аварийные запасы материалов и инструментов. В большинстве тоннелей устраивают противопожарную сигнализацию в виде системы датчиков, реагирующих на изменение температуры и подающих сигналы в диспетчерское помещение. При этом автоматически включаются светильники аварийного освещения, телекамеры, запрещающие световые сигналы у порталов, и устанавливается соответствующий режим вентиляции. В последнее время в крупных тоннелях устраивают автоматизированные  системы пожаротушения, автоматически включающиеся при срабатывании датчиков максимальной температуры.

В ряде тоннелей для быстрого удаления дыма в случае пожара
в верхней вентиляционной перегородке устраивают дополнительные отверстия с шагом 150—200 м, которые при пожаре автоматически открываются.

Для обогрева проезжей части автотранспортных тоннелей и
рамп применяют электронагреватели в виде стальных сеток или отдельных изолированных электродов. Иногда применяют водонагреватели в виде змеевиков, заложенных в проезжую часть, по которым пропускают нагретую воду.

На подходах к автодорожным тоннелям должны быть установлены постоянные дорожные знаки, регламентирующие режим движения в тоннеле транспортных средств, что уменьшит риск возникновения аварийных ситуаций.

Дорожное движение в тоннеле является более опасным по следующим причинам:

- площадь движения ограничена и возможность маневрирования в критических ситуациях незначительна;

- переход от яркого дневного света на поверхности к пониженному освещению при въезде в тоннель приводит к внезапному ослеплению водителей, что может явиться причиной аварии; 

- снижается доступ к свежему воздуху и дым или выхлопные газы могут снижать видимость;

- при ДТП и пожарах эвакуационные пути могут оказаться заблокированными, а спасательные работы будут проходить труднее, чем на участках дороги на поверхности.

Для повышения безопасности дорожного движения необходимо соблюдать следующие простые правила:

- перед въездом в тоннель убедитесь, что на автомобиле включен ближний свет фар;

- снимите солнцезащитные очки;

- перед въездом в тоннель проверьте уровень топлива;

- следите за информационным табло перед въездом в тоннель;

- если движение транспортного потока остановилось, заглушите двигатель;

- при поломке автомобиля в тоннеле, постарайтесь переместить ваш автомобиль в карман аварийной и технической  помощи, при их отсутствии, хотя бы  к краю проезжей части;

- при необходимости связаться со службой спасения или технической помощью и отсутствии в тоннеле мобильной связи вы можете воспользоваться аварийными телефонами, установленным в тоннеле;

- на случай возгорания в тоннелях находятся огнетушители;

- при необходимости покинуть тоннель руководствуйтесь специальными дорожными знаками.

Помните, что ПДД запрещают в тоннелях:

- остановку, стоянку;

- обгон;

- разворот;

- движение задним ходом.

Экологический тоннель

 


Категория: Инфраструктура | Популярность: 7890 | Оценка: 2.55

Добавить комментарийКомментарии: