Дорогам России - Безопасное Движение!

Антиблокировочная система (ABS)

 

 

Вы можете задать интересующие вас вопросы по теме представленной статьи, оставив свой комментарий внизу страницы.

Вам ответит заместитель генерального директора автошколы «Мустанг» по учебной работе

Преподаватель высшей школы, кандидат технических наук

Кузнецов Юрий Александрович

Антиблокировочная система

 

Антиблокировочная система – это система, предотвращающая блокировку колёс транспортного средства при торможении.

Назначение системы – сохранить управляемость транспортного средства, так как при блокировке колес при торможении (торможение юзом) водитель не имеет возможности изменить направление движения автомобиля. Машина не слушается руля и продолжает двигаться в том направлении, в котором ехала в тот момент, когда колеса заблокировались. Это зачастую приводит к необязательным ДТП, когда водитель, увидев препятствие бьет по тормозам, теряет контроль над  автомобилем и врезается, не имея возможности объехать препятствие из-за того, что машина не слушается руля.

Технология предотвращения блокировки колес впервые была запатентована компанией  Bosch еще в 1936 году, но первые работоспособные образцы системы появились только в 1970 году (Deimler-Benz).

В середине 1970-х годов ABS начали устанавливать опционально (по желанию клиента) на автомобили представительского класса, а с 1978 года штатно на двух немецких автомобилях — Mersedes Benz W116 (S-класс) и BMW 7-й серии. С июля 2004 года каждый новый автомобиль, продаваемый в странах Евросоюза, оборудован ABS в стандартной комплектации.

АБС состоит из следующих основных компонентов:

- датчики скорости либо ускорения (замедления), установленные на ступицах колёс транспортного средства;

- управляющие клапаны, которые являются элементами модулятора давления, установленные в магистрали основной тормозной системы;

- блок управления, получающий сигналы от датчиков и управляющий работой клапанов.

После начала торможения АБС начинает постоянное и достаточно точное определение скорости вращения каждого колеса. В случае, если одно или несколько или даже все колёса начнут замедлять скорость своего вращения быстрее расчётной максимальной скорости замедления автомобиля (рассчитывается конкретно для каждой модели на стадии разработки и корректируется при испытании на покрытии с максимальным коэффициентом трения), то система отдаёт команду модулятору давления в тормозной магистрали, который ограничивает тормозное усилие на этих колесах. Затем, как только вращение колеса совпадёт с реальной скоростью движения (восстановится сила трения покоя), тормозное усилие восстанавливается.

Этот процесс повторяется несколько раз (или несколько десятков раз) в секунду, и, как правило, приводит к заметной пульсации тормозной педали. Обычно именно по этому признаку водитель может определить момент срабатывания АБС.

Тормозное усилие может ограничиваться как во всей тормозной системе одновременно (одноканальная АБС), так и в тормозной системе борта (двухканальная АБС) или даже отдельного колеса (многоканальная АБС). Одноканальные системы обеспечивают довольно эффективное замедление, но только в том случае, если условия сцепления всех колёс более или менее одинаковы. Многоканальные системы дороже и сложнее одноканальных, но имеют большую эффективность при торможении на неоднородных покрытиях, если, например, при торможении одно или несколько колёс попали на лёд, мокрый участок дороги или обочину.

В современные АБС входит система самодиагностики, которая контролирует работу всех компонентов системы по их физическим параметрам. Система самодиагностики зажигает лампу неисправности АБС на приборной панели и записывает соответствующий код неисправности в память блока управления. После определения неисправности данный компонент исключается из работы системы, или вся система перестаёт работать, а тормозная система продолжает работать.

Опытный водитель может эффективно тормозить и без использования АБС, контролируя момент срыва колёс самостоятельно и ослабляя усилие торможения на грани блокировки (торможение при этом получается прерывистым). Эффективность такого торможения может быть сравнима с торможением при использовании одноканальной АБС. Многоканальные системы в любом случае имеют преимущество в том, что они могут контролировать тормозное усилие на каждом отдельном колесе, что даёт не только эффективное замедление, но и стабильность поведения транспортного средства в сложных условиях неравномерного сцепления колёс с поверхностью дороги.

Для неопытного водителя наличие АБС лучше в любом случае, поскольку позволяет экстренно тормозить интуитивно понятным способом, просто прикладывая максимальное усилие к тормозной педали и сохраняя при этом возможность манёвра.

В некоторых условиях работа АБС может привести к увеличению тормозного пути. На рыхлых поверхностях, таких как глубокий снегпесок или гравий, заблокированные при торможении колёса начинают зарываться в поверхность, что даёт дополнительное замедление. Незаблокированные колёса тормозят в этих условиях медленнее. Для того чтобы можно было эффективно тормозить в таких условиях, АБС часто делают отключаемой. Кроме того, некоторые типы АБС имеют специальный алгоритм торможения для рыхлой поверхности, который приводит к многочисленным кратковременным блокировкам колёс. Такая техника торможения позволяет достичь эффективного замедления без потери управляемости, как при полной блокировке. Тип поверхности может быть установлен водителем вручную или может определяться системой автоматически, путём анализа поведения автомобиля или при помощи специальных датчиков определения дорожного покрытия.

 


Категория: Пассивная и активная безопасность | Популярность: 13301 | Оценка: 3.59

Добавить комментарийКомментарии: