Дорогам России - Безопасное Движение!

Ремень безопасности

 

 

Вы можете задать интересующие вас вопросы по теме представленной статьи, оставив свой комментарий внизу страницы.

Вам ответит заместитель генерального директора автошколы «Мустанг» по учебной работе

Преподаватель высшей школы, кандидат технических наук

Кузнецов Юрий Александрович

Ремень безопасности

Ремень безопасности — средство пассивной безопасности, предназначенное для удержания водителя и пассажиров автомобиля на месте в случае аварии или экстренного торможения.

Конкретнее, ремень безопасности выполняет следующие функции:

-  предотвращает перемещение пассажира по инерции, и, соответственно, возможные его столкновения с деталями интерьера транспортного средства или другими пассажирами (так называемые вторичные удары),

- гарантируют нахождение в позе, обеспечивающей безопасное раскрытие подушек безопасности,

- распределяют усилие торможения на большую поверхность,

       - посредством небольшого растяжения поглощают кинетическую энергию водителя (пассажира) и дополнительно тормозят его движение. Растяжение ремней безопасности осуществляется с помощью устройств удлинения и амортизации, снабженных энергопоглощающими технологиями. Возможно также использование в ремнях безопасности устройств натяжения.

По числу мест крепления к каркасу ремни безопасности делят на двух-, трёх-,  и многоточечные.

Двухточечные ремни безопасности бывают трех видов:

- бедренные,

- поясные,

- плечевые.

Поясные ремни безопасности до недавнего времени широко применялись многими производителями автомобилей на задних пассажирских сиденьях.

Плечевые ремни безопасности применялись в автомобилях 1960-х годов, но не были очень удачными, поскольку при аварии пассажир мог легко выскользнуть из-под такого ремня.

Трёхточечный ремень сочетает в себе плечевой и поясной ремни, но при этом представляет из себя единственный отрезок ремня, по которому перемещается пряжка, что обеспечивает удобство пристёгивания или отстёгивания. При аварии усилие торможения распределяется по значительной поверхности груди, плеч и бедренного пояса, что значительно облегчает перенесение соударения.

Трёхточечный ремень был изобретён Нильсом Болином, и впервые был применён в серийном автомобиле Volvo PV 544 в 1959 году.

   До 1980-х годов трёхточечные ремни преимущественно использовались только на передних сиденьях автомобилей; задние сиденья были оборудованы либо поясными, либо плечевыми ремнями безопасности. Однако свидетельства в пользу того, что поясные ремни могут привести к смещению позвонков и параличу («синдром ремня безопасности») привели к пересмотру правил безопасности практически во всех развитых странах, и было принято требование оборудования трёхточечными ремнями всех сидений.

Трехточечные ремни бывают двух видов:

-  инерционные,

-  неинерционные.

Инерционные ремни безопасности.

В непристегнутом состоянии инерционный ремень втягивается специальным устройством, и, таким образом, располагается вдоль стенки салона. Чтобы пристегнуться инерционным ремнем, нужно вытянуть его и закрепить в замке для ремня. После отстегивания такой ремень автоматически возвращается на свое место. Инерционный ремень автоматически подстраивает свою длину и плотно удерживает человека без дополнительной регулировки. Именно такие ремни безопасности используются на современных автомобилях.

Неинерционные ремни безопасности

Такие ремни автоматически в отстегнутом состоянии не убираются, а остаются лежать на сиденье. Для неинерционного ремня необходимо предварительно подобрать длину лямки. В пристегнутом состоянии длина должна быть такой, чтобы между лямкой и грудной клеткой помещалась ваша ладонь. Не нужно ни слишком ослаблять ремень, ни слишком затягивать, так как это может привести к травмам.

Также существуют ремни с преднатяжителем. Преднатяжитель реагирует на замедление автомобиля, он притягивает ремнем тело к спинке сиденья.

Преднатяжители ремней безопасности (аварийные натяжители ремней безопасности) бывает двух типов:

– механическими,

- пиротехническими.

В механическом для натяжения ремня безопасности используется обыкновенная пружина.

 Для задействования механизма пиротехнического преднатяжителя с блока управления воздушными подушками и ремнями безопасности поступает электрический сигнал. Этот сигнал задействует систему зажигания пиротехнического элемента преднатяжителя. Образовавшийся газ толкает поршень механизма, соединённого зубчатой рейкой и через планетарный механизм натягивается ремень безопасности.

Механизм преднатяжителя всегда задействуется раньше, чем воздушные подушки безопасности. Вполне возможно, что система управления «решит» задействовать только преднатяжители без задействования воздушных подушек. Время реакции системы преднатяжителя – 0,004 сек после определения аварии.

Пиротехнический преднатяжитель ремня является одноразовым устройством. Преднатяжитель, после его срабатывания, подлежит замене вместе с инерционной катушкой.

Многоточечные ремни безопасности (пяти-, шеститочечные) используются в гоночных автомобилях. Помимо основного назначения, они используются в качестве дополнительного средства боковой поддержки, удерживая тело водителя на водительском сиденье.

 

В России, как и в большинстве стран, все лица, находящиеся в автомобиле должны быть пристегнуты ремнями безопасности. Исключение: дети до 12 лет, которые должны находиться в специальных детских удерживающих устройствах.

Проведенные к настоящему моменту исследования позволяют утверждать, что использование ремней безопасности позволяет во много раз снизить риск травм или гибели водителя и пассажиров при любых авариях на скоростях выше 10-15 км/ч.

Наиболее распространенными ошибками, связанными с ремнями безопасности являются:

1.Не пристегнутые задние пассажиры. В случае ДТП они не только травмируются (в лучшем случае сами), но и травмируют (в лучшем случае) сидящих впереди водителя или переднего пассажира. Пример: за счет силы инерции не пристегнутый пассажир заднего сиденья весом 75 кг при скорости 60 км/ч бьет по спинке водительского (например) сиденью с усилием в 3 тонны (80км/ч – 9 тонн).Как говорится, без комментариев.

2. Некоторые водители не пристегиваются, полагаясь на подушки безопасности. Но подушка безопасности в этом случае становится не защитницей, а совсем наоборот. Поскольку алгоритм раскрытия подушек разрабатывается в предположении, что водитель (пассажир) в момент их раскрытия пристегнут ремнем, срабатывание подушек в момент неконтролируемого резкого смещения тела человека в момент аварии может привести к непредсказуемым последствиям. Например, при фронтальном ударе непристегнутый водитель получает раскрывающейся подушкой безопасности удар в голову, по силе превосходящий удар о переднюю панель.

3. Кто-то не пристегивается из страха потерять возможность выбраться из автомобиля после ДТП, если ремень заклинит (например, в случае пожара). Но не пристегнутого пассажир после подобного ДТП, как правило, пожар уже не беспокоит.

Регулировка ремней безопасности

Пристегнув инерционный ремень безопасности, затягивают поясную лямку как можно туже (даже на вдохе), а диагональную — отпускают, её подтянет втягивающее устройство.

Натяжение катушечного ремня безопасности регулируют вручную так, чтобы между лямкой и грудью плотно входила ладонь.

Верхняя часть диагональной лямки должна прилегать к телу между ключицей и плечом, не касаясь шеи и уха, пересекать грудную кость и сходить по рёбрам с другой стороны тела, нижняя — лежать на тазе, под животом.

Никогда не надевайте поясной ремень безопасности поперек брюшной полости. В случае аварии ремень может резко врезаться в живот и увеличить риск получения травмы. Когда ремень расположен слишком высоко, то повышается опасность того, что Вы выскользнете из–под ремня в случае дорожно–транспортного происшествия или при резком торможении. Это может привести серьезным травмам или гибели. Обе руки не должны одновременно находиться под или над ремнем. Одна рука должна находиться под, а другая над ремнем. Никогда не пропускайте плечевой ремень под рукой, которая находится ближе к двери.

Типичные ошибки регулировки ремней безопасности:

Ремень перетянут.

 

Ремень слишком свободен — смещение человека вперед будет чрезмерно большим, вероятность травм возрастает.

 

 

Поясная лямка на животе.

 

 

Перекрученная лента.

 

 

Крутой перегиб назад верхней части диагональной лямки сломает ключицу.

 

 

Ремень на шее и близко к уху.

 

 

Лямка низко — человек вывернется из-под нее.

 

 

Ремень зацеплен за детали сиденья.

 

 

Ремень пристегнут в «чужой» замок — при аварии поясная лямка съедет на живот и может повредить внутренние органы.

 

 

Спинка сиденья чересчур наклонена назад — пассажир сползёт из-под ремня на пол, а поясная лямка травмирует живот.

 

 

Лента заела в проушине. Когда это произойдет в районе живота, диагональная ветвь потянет вверх поясную, которая может травмировать желудок или кишечник, а также сломать нижнее ребро.

 

 

 


Категория: Пассивная и активная безопасность | Популярность: 26411 | Оценка: 3.65

Добавить комментарийКомментарии:

  • 17.04.2015г 12:58:34 Комментарий Ирина
    Мне нужно переоборудовать Газель в школьный автобус. У производителей сидений в сертификатах указан EЭК ООН 17. Ваша ссылка на Приложении Т ГОСТ Р 41.16-2005, к сожалению, не внесла нам ясности, как должно сейчас выглядеть крепление и где можно было бы приобрести это крепление отдельно или вместе с сиденьем. Надеюсь, Вы сможете разъяснить нам это. Спасибо.
    Ответить
  • 14.04.2015г 13:48:30 Комментарий Ирина
    Спасибо за ответ. Уточните еще: ремень на школьный автобус раньше был двухточечный, а какой будет согласно Правил ЕЭК ООН № 16 ?
    Ответить
    • 16.04.2015г 11:02:21 Ответ Мустанг
      Школьные автобусы бывают разные. Оборудование ремнями безопасности различных категорий транспортных средств прописано в Приложении Т ГОСТ Р 41.16-2005: http://dokipedia.ru/document/5144622?pid=746
      Ответить
  • 10.04.2015г 14:51:06 Комментарий Ирина
    Подскажите, пожалуйста, по новому Тех.регламенту в школьных автобусах сиденья должны обеспечиваться удерживающими системами, учитывающими анатомию детей. Они включают ремни безопасности типов ZS или ZSr4m. Подскажите,пожалуйста, что это за системы и как они должны выглядеть?
    Ответить
    • 13.04.2015г 09:04:58 Ответ Мустанг
      Обозначение (маркировка) ремней безопасности осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 41.16-2005 (Правила ЕЭК ООН №16). В частности буква Z обозначает, что ремень безопасности является частью удерживающей системы, а буква S - что это ремень специального типа. r4m - ремень оборудован втягивающим устройством, обладающим множественной чувствительностью.
      Ответить
  • 29.03.2015г 04:30:25 Комментарий Василиса
    Подскажите пожалуйса, а защищают ли двухточечные бедренные ремни безопасности в случае, если пассажир сидит лицом по ходу движения автомобиля? И если защищают, то от чего? Просто все чаще вижу рейсовые автобусы с такими ремнями, а смысла понять не могу...
    Ответить
    • 30.03.2015г 11:03:25 Ответ Мустанг
      Бедренные ремни безопасности давно морально устарели (как никак, появились в 1949 году) и единственное, что они могут сделать - предотвратить ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ перемещение пассажира по салону при ДТП (кивок корпуса вперед и вторичный удар о спинку переднего сиденья гарантирован все равно). Смысла в них, действительно, немного
      Ответить
  • 1.03.2015г 15:04:49 Комментарий Алексей
    Сегодня был оштрафован инспектором ГИБДД на три тысячи рублей, за то что моя восьмилетняя дочь была пристегнута поясничным ремнем безопасности, предусмотренный заводом изготовителем.Прав ли инспектор?
    Ответить
    • 2.03.2015г 11:27:37 Ответ Мустанг
      Инспектор прав. По российскому законодательству дети до 12 лет должны перевозиться с использованием специальных удерживающих устройств (детские, кресла, бустеры, насадки на ремень безопасности). Штраф 3000 рублей тоже в соответствии с КоАП
      Ответить
  • 30.07.2014г 08:33:31 Комментарий Nad
    Были остановлены на посту ДПС, сотрудник ДПС сначала упрекнул якобы включенным дальним светом (свет горел ближний, разобрались), потом показалось, что машина посажена - объяснили, что багажник нагружен, осмотрел багажник.
    Во время этих проверок-манипуляций пассажир, сидящий на заднем сидении, отстегнул ремень безопасности, чтобы выйти. В результате был выписан штраф за перевозку пассажира с не пристегнутым ремнем безопасности.
    Как действовать в такой ситуации?
    Ответить
  • 7.10.2013г 16:00:02 Комментарий Илюсик
    возможно ли перевоз ребенка 9 лет с пристегнутым поясничным ремнем безопасности
    Ответить
    • 8.10.2013г 09:10:26 Ответ Мустанг
      Детей до 12 лет перевозить по нашим Правилам можно только с помощью "детских удерживающих устройств" (детское кресло), или "иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности" (бустер, насадка на ремень безопасности). Поясничным ремнем даже взрослому пристегиваться настоятельно не рекомендуется - крайне небезопасно. Не зря их почти повсеместно вытеснили трехточечные
      Ответить
  • 5.01.2013г 12:23:36 Комментарий Олег Агафонов
    НА самом деле модификаций ремней безопасности очень много, и все они направлены на обеспечение безопасности при аварии. Пренебрегать этими элементарными правилами - это минус нам. Скажите мне, почему в Европе и Америке люди уже сами по себе пристегиваются ремнями, а у нас в России это еще считается чем то необычным, а там это обыденность, стандарт, де факто, само собой!!!!!
    Ответить
  • 12.09.2012г 11:37:34 Комментарий нуржан
    что делать если ремень все же заклинит и произойдет возгорание, тогда получается человек заживо сгорит ?
    у меня супруга ездиет с двумя малолетними детьми, я даже представить боюсь если ремни заклинит!
    что делать в таких ситуациях, подскажите пожалуйста?
    Ответить
    • 14.09.2012г 14:40:05 Ответ Мустанг
      Самое главное - подобные страхи не повод не пристегиваться. Если вы боитесь такого происшествия, возите в бардачке секатор, которым можно будет перерезать ремень.
      Ответить
  • 22.06.2012г 00:41:09 Комментарий степан
    полезная статья
    Ответить